Под презентацией подразумевается наглядное сообщение (доклад), передающий для аудитории новых идеи, Например, представление нового учебного курса, планов фирмы или разработку новых товаров. Компьютерная презентация - это мультимедиа информация (файл) для публичного выступления. Компьютерная презентация состоит из последовательности кадров, называемых слайдами. Эти слайды можно не только выводить на экран компьютера (или специального проектора), но и напечатать на бумаге (или прозрачной пленке). Популярнейшей программой для создания презентаций является PowerPoint из пакета Microsoft Office. Она позволяет создавать файлы презентаций, включающие демонстрационные слайды, структуру, заметки докладчика и раздаточные материалы (или выдачи) для слушателей.
Для начала работы над примером следует выполнить команду Пуск-Все программы-Microsoft Office-Microsoft Office PowerPoint 2010 ( рис. 9.1).
Окно и инструментарий PowerPoint во многом напоминают как Microsoft Word, так и другие приложения MS Office 2010.
Предположим, что учебную презентацию мы будем создавать по фотоделу и в качестве заглавного слайда мы и будем использовать рисунок, связанный с фотографией.
Выполните команду Главная-Создать слайд и в темах Office найдите вариант Пустой слайд ( рис. 9.2).
Теперь выполните команду Вставка-Рисунок-Вставить рисунок из файла и укажите нужную картинку для титульного слайда ( рис. 9.3).
Теперь установим шаблон для следующих листов презентации и зададим нумерацию листов.
Существует два видов шаблонов PowerPoint: шаблоны содержания (тема Office) и шаблоны дизайна (Темы). Первые расположены на вкладке Главная и представляют собой заготовки с объектами презентаций (текстом и мультимедиа). Вторые содержат только графику, без начинки слайда объектами. Недостающие элементы оформления можно будет добавить позже при редактировании.
Темой Office мы уже воспользовались, выбрав вариант Пустой слайд. Для выбора дизайнерской темы перейдем на вкладку Дизайн и в поле Темы выберем вариант темы с названием Главная ( рис. 9.4).
Чтобы присвоить слайду его порядковый номер следует перейти на вкладку Вставка и нажать на значок Колонтитулы, установить флажок Номер слайда и нажать на кнопку Применить ко всем ( рис. 9.5).
Как правило, перед созданием слайдов презентации нужно сформировать план ее содержания. Это содержание послужат в дальнейшем заголовками для слайдов. В нашем случае исходным содержанием нашей презентации пусть будут слайды из нескольких других, черновых презентаций.
Создать (после титульного) последующие слайды презентации можно различными способами:
Перейдите на вкладку Структура. Если вы хотите создать пустой слайд такой же структуры, как предыдущий, то поместите курсор в конец предыдущего слайда-абзаца и нажмите на клавишу Enter.
В нашем случае получится пустой второй слайд. Для копирования информации на него представьте, что слайд - это абзац текста, и вставляйте его, как будто работаете в MS Word. Иначе говоря, если прототип слайда уже где-то существует (в другой презентации или в текстовом документе), то выполните команду Копировать, ( рис. 9.6). Затем поместите курсор в нужную точку презентации и выполните команду Вставить. При вставке следует сохранить исходное форматирование документа.
На вкладке Слайды выделите уже имеющийся слайд презентации, вызовите правой кнопкой мыши контекстное меню и при помощи команды Дублировать слайд вы получите слайд-близнец, расположенный сразу после его оригинала ( рис. 9.7).
В режиме Сортировщик слайдов нужно выделить мышкой копируемые слайды в черновой презентации и проделать комбинацию клавиш CTRL+C ( рис. 9.8).
Далее перейдите в нашу (чистовую) презентацию и, на вкладке Слайды, выполните комбинацию клавиш CTRL+V.
Так, описанными выше способами мы добавили к титульному слайду еще несколько слайдов презентации ( рис. 9.9).
В презентации, как правило, меньше текста, чем в обычных текстовых документах. Вместо больших массивов текста правильнее вынести на слайды только то, чего не объяснишь на словах: формулы, рисунки, таблицы и т. п., вплоть до аудио и видеофрагментов. Однако минимальное текстовое наполнение слайда тоже необходимо. Оно служит не только пояснением для картинок и таблиц, но и скелетом, на который опирается тело доклада. Созданные черновые надписи презентации впоследствии редактируют, передвигают с места на место, а также, по мере необходимости, создают новые. Если у выступления есть красная нить - пускай она проходит через все слайды в виде ключевой фразы (девиза или эмблемы).
В предыдущих шагах мы уже выбрали шаблон презентации (тему Главная ) и создали основные слайды презентации. Теперь посредством инструментов для работы с текстом давайте текст слайдов улучшим.
В режиме послайдного редактирования повернуть и переместить текст в PowerPoint можно двумя способами. Если большая точность не требуется, воспользуйтесь мышью. Такой метод перемещения текста в PowerPoint почти не отличается от перемещения большинства объектов Windows: текст просто перетаскивают (буксируют) мышью. Единственная тонкость заключается в том, что при перемещении ухватить текст следует за текстовую рамку, которая появляется вокруг него при выделении ( рис. 9.10).
Чтобы перемещать текст строго по горизонтали или по вертикали, удерживайте нажатой клавишу Shift.
Если же перетащить один из боковых или угловых манипуляторов, расположенных на рамке, то вы измените область ввода текста.
Чтобы повернуть текст, щелкните на зеленом круглом маркере над рамкой текста - по углам выделенного объекта появятся жирные точки, а указатель мыши примет такой вид, как на рис. 9.11. Если навести его на одну из этих жирных точек и, удерживая нажатой левую кнопку, перетащить указатель в сторону, то выделенный текст станет поворачиваться в соответствующем направлении.
Для изменения размера шрифта текст выделяется, после чего на панели Шрифт вкладки Главная выбираются необходимые параметры шрифта. Для выделенного текста параметры его форматирования выбирают на панели Абзац ( рис. 9.12).
Один из возможных вариантов создания красивых заголовков для слайдов - использование коллекции WordArt. Выделите любой из заголовков слайда и перейдите на вкладку Вставка. Щелкните на кнопке WordArt и выберите из появившегося диалогового окна, понравившийся вам шрифтовой стиль - рис. 9.13.
Излишне вычурное оформление может отвлечь внимание аудитории от главного - основной идеи доклада. Поэтому не пытайтесь применить в одной презентации все возможности PowerPoint. Лучше поместить на слайде только то, без чего нельзя обойтись.
Как добавить в презентацию картинку или автофигуру нами было рассказано в "Работа в презентации со шрифтом и текстом" . У каждого такого объекта PowerPoint есть набор параметров, которые можно менять в окне свойств. Как и в большинстве приложений, имеющих дело с произвольно располагаемыми объектами, в PowerPoint есть функции для упорядочения этих объектов относительно друг друга и слайда - выравнивание и распределение. Эти функции находятся на вкладке Главная в поле Рисование и меню Упорядочить ( рис. 9.14).
Прежде чем воспользоваться командами, не забудьте выделить объекты, которые нужно упорядочить. Кроме того, объекты можно объединить в группу, которая будет рассматриваться приложением как один объект. Для этого используете команду Группировать. Если понадобится снова разъединить группу, то воспользуйтесь командой Разгруппировать.
Стандартные графические объекты PowerPoint можно сделать трехмерными. К сожалению, сделать это с графическими объектами, заимствованными из других приложений, невозможно. Но для родных объектов PowerPoint - пожалуйста. Чтобы в этом убедиться, достаточно выделить один из них и на вкладке Главная в поле Рисование воспользоваться кнопкой Эффекты для фигур ( рис. 9.15).
Итак, на шаге 5 вы можете выровнять объекты презентации и, при необходимости, применить 3D эффекты к объектам вашей презентации.
Объекты на слайдах могут появляться и исчезать по ходу изложения материала. Для создания подобных эффектов выделите объект анимации и на вкладке Анимация выберите команду Добавить анимацию ( рис. 9.16). Настраивая анимацию можно сделать так, чтобы каждый объект на слайде появлялся определенным образом в определенный момент.
Не злоупотребляйте анимацией! При создании большого количества разнообразных эффектов с целью приукрасить ваше выступление можно перестараться и отвлечь внимание зрителей от содержательной части вашего доклада.
Гиперссылки дают возможность электронной презентации быстро менять последовательность слайдов, например, в зависимости от уровня подготовки аудитории или вопросов, возникших в ходе выступления. Гиперссылка может работать не только в пределах данной презентации, но может также и уводить слушателей в другую презентацию или вообще в другой документ или на сайт Интернет. Гиперссылкой может служить любой объект слайда. Для того чтобы объект стал гиперссылкой, выделите его и выберите из контекстного меню строку Гиперссылка ( рис. 9.17).
В окне Вставка гиперссылки выберите объект, переход на который хотите запланировать. Лучше всего (если возможно) сделать такой переход двусторонним, то есть на ссылаемом объекте расположить кнопку возврата к исходному документу.
О вставке диаграмм в презентацию мы уже говорили ранее. Размещение на слайде таких элементов презентации, как таблицы и диаграммы, мало чем отличается от вставки любых других объектов. Однако, пользователь должен понимать, что за каждый из объектов отвечает то приложение, в котором их создают. Если вы умеете создавать таблицы и диаграммы в MS Excel, то вы без проблем создадите их и в PowerPoint.
В PowerPoint на вкладке Конструктор вы можете использовать макеты и/или стили диаграммы ( рис. 9.18). На вкладке Анимация диаграммы PowerPoint можно оживить.
Основные инструменты для работы с таблицами расположены в PowerPoint на вкладке Макет ( рис. 9.19).
Однако, часть инструментов для таблиц разбросана по другим вкладкам. Так, на вкладке Вставка вы можете вставить таблицу, а на вкладке Конструктор - выбрать стиль таблицы из образца и/или применить к таблице эффекты оформления (тень, отражение и другие).
Итак, презентация готова и требуется проверить ошибки и опечатки в тексте презентации. По умолчанию в программе включена автоматическая проверка правописания и программа помечает неправильно написанные слова, так что их можно легко увидеть в ходе работы. Вы можете также воспользоваться системой ручной проверки орфографии PowerPoint, для чего на вкладке Рецензирование выберите команду Орфография ( рис. 9.20). В отобразившемся меню можно найти подходящее исправление или нажать на кнопку Пропустить для игнорирования ошибки.
Для сохранения вашей работы выполните команду Файл-Сохранить Как ( рис. 9.21)
Поговорим о некоторых способах сохранения презентации:
Сочетание клавиш | Функция |
---|---|
Действия с документом | |
Ctrl + O | Открыть презентацию |
Ctrl + N | Новая презентация |
Ctrl + P | Печать |
Ctrl + S | Сохранить |
F1 | Справка |
F12 | Сохранить как |
Действия с презентациями | |
F5 | Начать показ слайдов |
Enter или стрелка вниз | Следующий слайд |
Backspace или стрелка вверх | Предыдущий слайд |
Ctrl + P | Активировать перо для примечаний |
Ctrl + A | Отключить перо для примечаний |
ESC | Завершить показ слайдов |
Форматирование | |
Ctrl + A | Выделить все |
Ctrl + C | Копировать |
Ctrl + X | Вырезать |
Ctrl + V | Вставить |
Ctrl + Z | Отменить |
Ctrl + Y | Повторить |
Ctrl + B | Жирный |
Ctrl + I | Курсив |
Ctrl + U | Подчеркивание |
Ctrl + L | Выровнять по левой стороне |
Ctrl + E | Выровнять по центру |
Ctrl + R | Выровнять по правой стороне |
Редактирование | |
Ctrl + F | Поиск |
Ctrl + H | Замена |
Ctrl + K | Вставить гиперссылку |
Ctrl + M | Новый слайд |
F7 | Проверка правописания |
Теперь вы знакомы с процессами, необходимыми для создания базовой презентации Office PowerPoint 2010. Овладев базовыми основами создания презентаций, можно расширить свой опыт и попробовать поработать на практике с другими возможностями PowerPoint. Полезные идеи и советы можно найти на домашней странице Microsoft Office PowerPoint веб-узла Microsoft Office.
Итак, в этой лекции мы создали базовую презентацию на тему лекционного (учебного) курса по компьютерной графике. Мы не стали "городить огород" и использовать все возможные приемы работы с программой. Презентация создавалась по принципу не изобилия, а достаточности. Так, например, здесь не был использован шаг озвучивания презентации, ее упаковки на диск или вставки видео. Автор считает, что этот материал был достаточно изложен в соответствующих лекциях курса. Если уж где и уместна мудрость К. Пруткова "Нельзя объять необъятное", так именно в этом случае.